Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи

Роберт Оуэн


В отличие от Франции, где крупная промышленность в начале XIX в. делала только свои первые шаги, в Англии в это время фабричное производство заняло господствующее положение в народном хозяйстве. Победное шествие машины ознаменовалось катастрофическим ухудшением положения рабочего класса. Никаких законов по охране труда не было. Стачки и объединения рабочих были запрещены. Выступления масс в защиту своих интересов жестоко преследовались. Несмотря на правительственные репрессии, ширилось движение за демократизацию общественного строя.
В этих условиях начал свою деятельность Роберт Оуэн. Роберт Оуэн (1771 —1858 гг.) происходил из мелкобуржуазной семьи. Начав в 9 лет самостоятельную трудовую жизнь, он много времени уделял самообразованию. Обладая выдающимися организаторскими способностями, он уже в возрасте 20 лет руководил крупным предприятием.
В 1800 г. Оуэн стал управляющим и совладельцем фабрики в Нью-Ланарке, в Шотландии. Приступая к своей деятельности в Нью-Ланарке, Оуэн поставил себе целью изменить условия труда и жизни рабочих. Он сократил рабочий день, улучшил жилищные условия рабочих, заботился об организации разумного отдыха, боролся с алкоголизмом, много времени уделял воспитанию детей рабочих.
В результате этих мер положение рабочих фабрики резко улучшилось. При этом фабрика, руководимая Оуэном, давала владельцам большой доход. «Население Нью-Ланарка, — указывает Энгельс, — постепенно возросшее до 2500 человек и состоявшее первоначально из крайне смешанных и по большей части сильно деморализованных элементов, он превратил в совершенно образцовую колонию, в которой пьянство, полиция, уголовные суды, тяжбы, попечительство о бедных, надобность в благотворительности стали неизвестными явлениями».
Поразительные успехи Оуэна принесли ему громкую славу, но он не был удовлетворен достигнутым.
В 1815 г. Оуэн выступил с проектом закона об ограничении рабочего дня и охране детей и подростков. Хотя предложения Оуэна были весьма скромными, они были встречены в правящих кругах враждебно. Законопроект Оуэна стал законом лишь через 4 года и притом в сильно урезанном виде.
В связи с обсуждением вопроса о безработице Оуэн в 1817 г. предложил проект организации кооперативных поселений. По мысли Оуэна, члены кооперативов должны были сами производить для себя все необходимое, сообща владеть средствами и продуктами труда, воспитывать на разумных началах молодое поколение. Оуэн пытался доказать властям, что его проект легко осуществим и экономически выгоден, но все его усилия оказались тщетными.
Это, однако, не поколебало убеждений Оуэна. Разрабатывая дальше свои идеи, он пришел к выводу о необходимости переустройства всего общества на коммунистических началах. Этот переход на позиции коммунизма в корне изменил отношение к Оуэну господствующих классов. «Пока он выступал просто как филантроп, он пожинал только богатство, одобрение, почет и славу. Он был популярнейшим человеком в Европе. Его речам благососклонно внимали не только люди его общественного положения, но даже министры и коронованные особы. Но лишь только он выступил со своими коммунистическими теориями, как дело приняло другой оборот». В 1824 г. Оуэн сделал попытку реализовать свой план новой организации общества. Он поехал в США и основал там коммунистическую общину «Новая гармония». Попытка оказалась неудачной, и Оуэн потерял на этом эксперименте большую часть своего состояния. Такими же неудачами кончались попытки организации общин последователями Оуэна. Более жизнеспособными оказывались потребительские и производственные кооперативы.
В 1832 г. Оуэн взял на себя руководство «Национальным базаром для справедливого обмена». Первое время базар функционировал успешно, но в 1834 г. потерпел крах. В том же году Оуэн возглавлял «Всеобщий национальный союз производства», который на некоторое время вовлек большое число членов, но вскоре распался. Но и эти неудачи не сломили Оуэна. Характеризуя его деятельность, Энгельс писал: «Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессою, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, поглотивших все его состояние, он обратился прямо к рабочему классу, в среде, которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет».
До последних дней своей жизни Оуэн продолжал пропаганду своих идей. Он выступал в периодической печати, издавал книги и брошюры, читал лекции и доклады. В возрасте 86 лет он выпустил первый том своей автобиографии.
Оуэну принадлежит большое число печатных работ, в том числе: «Образование человеческого характера» (1813—1814 гг.), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815 г.), «Доклад графству Ленарк» (1820 г.), «Изложение рациональной системы общества» (1830 г.), «Книга о новом моральном мире» (1836—1844 гг.). В 1849 г. была опубликована книга «Революция в сознании и практике человеческого рода», которая, по словам Маркса, представляет резюме всего учения Оуэна.
Оуэн разделял взгляды философского материализма XVIII в. Человек, с точки зрения Оуэна, «продукт обстоятельств», характер человека определяется средой. Но изменение общественной среды Оуэн считал возможным лишь в результате изменения общественного сознания. Утверждая, что мнения правят миром, Оуэн общественное развитие объяснял идеалистически.
Хотя Оуэн называл свое учение рациональной религией, оно е имело ничего общего с религиозным учением. Оуэн вел неустанную борьбу против религиозных суеверий, разоблачая реакционную роль духовенства. Религию, наряду с частной собственностью и существующей формой брака, Оуэн считал главным препятствием на пути преобразования общества.

Курс лекций "История экономических учений",
издательство "Высшая школа", Москва, 1963 г.
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


Копирование материалов данного сайта запрещено